Село Битюг-Матреновка
Село образовано в начале ХVIII века. В это время активно заселяются земли вдоль берега реки Битюг. Изначально село называлось Матренка и с таким названием оно просуществовало до 30-х годов прошлого века. Затем его переименовали в Битюг-Матреновку.
Жители села традиционно трудились на земле, возделывая поля. Так было раньше, так и сейчас. На момент образования села эти земли были окраиной Российских владений. Как правило, села заселялись бывшими служивыми. По уходу из армии они получали наделы земли и занимались
их освоением.
В 1823 году строится храм в честь Вознесения Господня, с приделом во имя Архангела Михаила.
В 1934 году храм был закрыт. Здание храма использовалось сначала как зернохранилище, затем в
нем разместили машинно-тракторную станцию. В 1960-е годы храм разрушили полностью.
На святом месте были построены столовая и частный дом. В записях книги «Населенные места Воронежской Губернии» за 1900 год, в селе Матренка, при реке Битюг, 530 дворов,
с численностью населения 3658 человек. По записям 1902 года, в селе имеется волостное правление, школа, лавки и несколько ветряных мельниц. К 1905 году имелось две маслобойни.
В 1928 году в Матренке 481 хозяйство с численностью населения 2484 человека.
Не прошли стороной Матренки и события гражданской войны, а конкретно крестьянского восстания 1921 года. Село несколько раз переходило от одних к другим. На окраине села, в конце марта, произошло крупное сражение, по результатам которого погибли сотни бойцов с обеих сторон. К лету 1921 года в селе окончательно установилась советская власть. Начинается новая жизнь, с новыми устоями. Но главное остается прежним. Село продолжает жить сельским хозяйством.
При новой власти меняется система обучения. Во времена царской власти при храме имелась церковно-приходская школа. Где-то в восьмидесятых годах ХIХ была построена еще и земская школа. После революции церковно-приходскую школу закрыли. Осталась земская школа,
в которой устроили «ликбез». Это была массовая программа по ликвидации неграмотности. Теперь здесь учились и взрослые. Не закрывалась школа и в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя уходили на фронт. В школу ходили и ребятишки из соседних деревень.
В 1962 году была построено новое здание школы.
22 июня 1941 года началась война. Село очень быстро это прочувствовало. Практически все трудоспособное мужское население было мобилизовано. В соответствии с разнарядками комплектовались бригады для создания оборонительных сооружений и отправлялись в соседние области. Состояли они в основном из юношей. А работы по уборке посевных никто не отменял. Этот тяжелый труд приняли на себя женщины, подростки, старики. Летом же в Битюг-Матреновку начали приходить и беженцы. Кто-то шел дальше, кто-то оставался. Принимали местные жители. У кого было соответствующее образование устраивались и в школы. В июле 1942 года немецкие войска оккупировали правый берег города Воронеж. Село Битюг-Матреновка становится прифронтовым. Обеспечение армии продовольствием и новобранцами было основной задачей прифронтовых районов.
В местной больнице проходило лечение раненых в боях. В соседнем селе Щучье находился госпиталь
и часть больных поступало в Битюг-Матреновку. На реке Битюг действовала единственная в округе водяная мельница, снабжающая мукой множество близлежащих сел и деревень. В январе 1943 года был освобожден Воронеж, фронт двинулся. Вместе с ним уходили из сел и госпиталя, и беженцы,
и армейские подразделения. Немного выдохнули, но продолжался изнурительный труд во имя Победы. Работали не только днем, но и в светлые лунные ночи. Победу в войне праздновали с застольями, гармошкой, песнями и частушками.
Есть в селе и храм. История постройки нового храма начинается с того, что одна женщина, живущая
в Москве, решила найти в Воронежской глубинке храм, где служил ее дедушка. Женщина эта
в последствии стала монахиней с именем Митрофания. Приехав на место, она обнаруживает, что храм разрушен, а останки ее деда покоятся где-то, недалеко от разрушенного храма. В 1930 году дом,
в котором жил последний настоятель храма – ее дедушка, новая власть забрала, отдали его под сельсовет. Затем в нем было общежитие для учителей, а в последующем дом и вовсе сожгли. Дальше история развивается так, что внучка последнего настоятеля решает взяться
за строительство нового храма в селе. Сама она напишет книгу, под названием «Ты еси Бог творяй чудеса», где подробно расскажет, как она пришла к решению строить храм, какой это
был непростой труд, а также расскажет о всех, кто помогал ей на этом пути.
Закладка храма состоялась в 1995 году. Храм строился на средства от пожертвований. Строительством занимались и местные жители и наемные бригады. 16 июня 2000 года он был освящен. Сам храм построен недалеко от разрушенного. На месте старого храма установлена часовня, а также установлен памятный крест, с именами клириков и служивших в селе священнослужителей.
В селе есть уютная библиотека, с порядка семью тысячами экземпляров книг. Здесь проходят выставки, литературные вечера, конкурсы и обзоры – место, книга по-прежнему жива.
Есть в селе и еще одна достопримечательность. Это аисты. В качестве дома они выбрали водонапорную башню. Частенько они сидят и просто на столбах, возле домов.
Фотографии сделаны летом 2025 года.